У подножия горы Витоша в Софийском микрорайоне Боян расположена Боянская церковь. Это один из немногих сохранившихся до наших дней средневековых памятников Болгарии, свидетельствующий о значительном вкладе болгарской монументальной живописи в европейскую культуру. В 1979 году Боянский храм был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 42. Экскурсии в Боянский храм входят в программу паломнических туров в Болгарию 2010, организованных туроператором Болгарии Астера.
Строительство Боянского храма велось в три этапа: первый - в конце десятого - начале одиннадцатого века, второй - в середине тринадцатого века, и третий - в девятнадцатом веке.
Первоначально храм представлял собой крест, вписанный в квадрат. Он был построен в конце десятого - начале одиннадцатого века и имел притвор, который был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на втором этаже в честь великомученика Пантелеймона. В середине девятнадцатого века пристроен внешний притвор. Вторая часть храма была построена в середине тринадцатого века на средства пожертвований от Калоян и его жены Десиславы.
Сохранившаяся с древних времен надпись сообщает, что при Калояне был расписан фресками притвор и обновлена роспись наоса. Под живописью двенадцатого века оказались два более древних слоя. Самый ранний слой удалось только зафиксировать, от следущего сохранилось несколько фрагментов изображения: Икона «Поклонение агнцу» , икона святого Стефана на южной стене алтаря, икона мучеников и «Рождество Христово» - на южной стене наоса (центральная части христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся), Распятие - на западной стене, святой преподобный Иоанн Дамаскин на западном рукаве крестообразного храма. Притвор – часть храма, отделенная глухой стеной. Она соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить кроме иудеев также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные, но и иудеи, еретики, раскольники и язычники, для внимания слову Божию и поучений. На восточной стене притвора, к северу от двери – фигура Спасителя в полный рост, к югу – святого Николая Чудотворца. Структура росписей тринадцатого века в центральной части храма в общих чертах повторяет структуру более раннего слоя, но масштаб изображений меньше. На куполе представлен Господь Вседержитель в медальоне, поддерживаемом архангелами Гавриилом, Михаилом, Рафаилом и Уриилом и ангелами. В парусах храма, стоя изображены евангелисты. Уникальна икона апостола Иоанна, диктующего Прохору описание Апокалипсиса прямо сверху, с небес.
Он неё исходят лучи, которые окутывают сидящую фигуру Прохора, изображенного на фоне храма. В плохо сохранившейся надписи рассказывалась история написания Евангелия от Иоанна согласно апокрифу «Житие и хождение Иоанна Богослова», написанному его учеником Прохором. На восточной арке храма, посреди Евангелистов, изображен Нерукотворный Образ Спаса на Убрусе. Убрус – это светлая ткань, полотенце. На западе Нерукотворный Образ Спаса на Чрепии (глиняной доске или черепице), на севере Спас Эммануил (с иврита ?????? — с нами Бог) — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. На южной стороне - Христос Ветхий Днями. Это икона Иисуса Христа в облике седовласого старца. В апсиде (лат. absis — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом), помещены Богоматерь с младенцем на троне и поклоняющиеся архангелы. Композиция «Поклонение агнцу, святые Стефан и Евпил - в нише алтаря, на сводах и в верхних частях стен – сцены из Евангелия, в нижнем ярусе - фигуры святых , среди которых святые Константин и Елена, воины, целители, столпники. Столпник — это христианский святой избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» - открытой возвышенной площадке, башне и т. п.
Декорации притвора украшены одним из самых подробных в византийской монументальной живописи житийных циклов святого Николая, покровителя храма. Этот цикл состоит из восемнадцати картин. В композиции из восточной части храма представлен святой Николай, которому основатель храма Калоян и его жена преподносят макет храма; рядом с ними на южной стене царь Константин и царица Ирина. В нише над дверью, на восточной стене изображена Богоматерь Евергетида, от греческого ευεργετης благодетель — эпитет, присваиваемый некоторым чудотворным иконам Богородицы. На той же стене изображены родители Марии праведники Иоаким и Анна, поклоняющиеся новорожденной Марии. Сверху над Богоматерью с Иисусом, Божия десница в обрамлении круглого сияния. На северных и южных стенах расположены композиции «Введение Богородицы во храм» и Преполовение, в преполовение праздника Кущей Спаситель учил в храме о Своем Божественном предназначении и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. В первом отсеке находятся иконы преподобных, святых жен, в южной нише - самое раннее изображение святого преподобного Иоанна Рыльского, в северной нише - святая Параскева. На западной стене изображены великомученицы Варвара и Анастасия, на южной стене - великомученица Екатерина. На северной и южной стенах изображены преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Арсений Великий, Евфимий Великий, Феодор Студит и Ефрем Сирин.
Во время вашего отдыха в Болгарии обязательно посетите Боянскую церковь в Софии - этот замечательный памятник древней христианской культуры. Авиабилеты в Болгарию, чартер вам предоставит туроператор Астера.