Еще со времен римлян за восточной окраиной Белграда находился карьер, где добывали камень. Турки впоследствии назвали это место Ташмейданом. Там какое-то время было кладбище, но в начале прошлого века его снесли. Сейчас на этом месте расположен парк - любимое место детских автогонок. Однако главное в Ташмейдане - церковь Святого Марка, построенная из красно-коричневого кирпича. Строение с пятью куполами зеленого цвета и колокольней с таким же куполом, органически вписавшееся в ансамбль, считается одним из шедевров сербо-византийской архитектуры. Сюда перенесены останки императора Сербии Стефана Душана, правившего в XIII столетии, и здесь же похоронены члены королевской семьи из династии Обреновичей XIX - начала XX века. В Ташмейдане расположена также скромная русская церковь, где покоится живший в Белграде в эмиграции барон Врангель. А еще Ташмейдан примыкает вплотную к зданию парламента Сербии, возведенному в 1884 году.
Но вернемся в Дорчол. Это название - Четыре дороги - можно интерпретировать как четыре стороны света: куда, мол, хочешь, туда и иди. Можно это название трактовать и как четыре разных пути к вере - иудаизм, православие, католицизм и ислам. Все они были представлены в XVI веке именно в этом, тогда еще развивавшемся районе города вне крепостных стен. Именно в Дорчоле поселились сефарды, изгнанные в 1492 году из Испании и принятые турецким султаном, а впоследствии рассредоточившиеся по всей империи.
Выходцы из страны Израиль (Иудея, Палестина - различные исторические названия) обосновались на нескольких белградских улицах, вплотную примыкающих к Дунаю. Самая большая из них до сих пор называется Еврейской. Это единственная улица в городе, которая не меняла названия за все время своего существования. Особых гонений на евреев в те годы в Сербии не было, и они жили в мире со своими христианскими и мусульманскими соседями. Многие из неевреев знали ладино - испано-еврейский язык. В 1879 году в знак крепкой дружбы был создан еврейско-сербский хор, в 1952 году названный в честь братьев Барух - героев Сопротивления в пору нацистской оккупации. Хор существует и поныне. И хотя большинство певцов в нем - неевреи, коллектив исполняет песни на иврите и на полузабытом ладино.
В 1907 году в Белграде была построена украшенная двумя башенками в мавританском стиле большая сефардская синагога, которую нацисты взорвали в 1942 году. 80 процентов еврейского населения Белграда было уничтожено в годы Холокоста, более половины уцелевших уехали в 1948 году в Израиль. Так что теперь на Еврейской улице осталось совсем немного евреев.
Зато сохранились еврейские дома, украшенные менорами и звездами Давида. Самое интересное из них -здание, где некогда находились благотворительные организации «Гмилут хасидим» и «Онег шаббат». Оно тоже построено в мавританском стиле и отличается красивым внешним видом. Темно-красные колонны рядом со входной дверью поддерживают желтое основание балкона, под которым на иврите и сербском языке высечена цитата из Торы. Длинные, закругленные сверху окна, равно как и орнамент на балконе, привносят в облик творения архитектора Самуэля Сумбуля дополнительный восточный колорит.
В XIII-XIV веках, еще до захвата Белграда Турцией, в городе жили ашкеназские евреи, прибывшие в основном из Венгрии и Италии. Но их было не очень много, поэтому с течением времени они смешались с сефардами. Относительно ощутимый наплыв ашкеназов пришелся на XIX столетие -это были венгерские и австрийские евреи. В 1925 году раввин Йосеф Шланг торжественно освятил новую синагогу, расположенную на улице Касмайской, которая находится чуть ниже пешеходной зоны, названной именем князя Михаила. Сегодня это единственная действующая синагога не только в Белграде, но и во всей Сербии.
Хотя синагога считается ашкеназской, большинство членов общины - сефарды, поэтому богослужение проходит по сефардскому ритуалу. Миньян (наличие десяти молящихся) набирается только в субботу. Возведенное в стиле, близком к неоклассицизму, окрашенное в серый цвет с изображением черной шестиконечный звезды, здание на фоне темного, затянутого облаками неба словно олицетворяет траур по погибшим в Холокосте. Три меноры и лампы, расположенные внутри помещения, могут показаться поминальными свечами по белградским евреям, которых уничтожили в лагерях смерти. А большая желтая звезда Давида над Ковчегом со свитком Торы усиливала это чувство, напоминая о звездах на груди жителей Белградского гетто.
Неудивительно, что среди югославских партизан, воевавших под началом маршала Иосипа Броз Тито, процент евреев был особенно высок. Наиболее выдающийся из них, Моше Пьядо, стал впоследствии президентом парламента Югославии. Вплоть до самой своей кончины в 1957 году Пьядо настолько был предан делу коммунистической партии Югославии и ее лидеру, что Сталин как-то заявил: «Настанет день, и на главной площади Белграда будет повешена кровавая собака Тито, а у его ног будет сидеть и выть маленькая шавка Моше Пьядо!»
Материал прислан с сайта turisto.net -интересные материалы и факты о странах мира.